Freelance (арты на заказ)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Freelance (арты на заказ) » Special » Гуру


Гуру

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Учителя Йоги. Гуру

В древних текстах практикующему йогу часто напоминают о желательности получения информации и указаний от гуру, или учителя. Слово гуру буквально означает «важный человек», тот, чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик.

Гуру - Достойный, почтенный человек. Учитель. Наставник.

Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень почитания среди людей. Наиболее уважаемы учителя учителей, родоначальники школ, традиций. Институт учительства восходит к древним мудрецам (риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, стали обучать юношей из высших сословий (варна). Эти дети были более развиты и подготовлены к постижению сложных концепций. Риши сделали знание доступным для другого, поднимая учеников до своего уровня. Учителя-риши предложили людям не только знания, обретенные за долгие годы отшельнической жизни, но и новую идеологию, гармонизирующую общественное сознание в ведическую эпоху. Возникло представление о системе передачи знаний и опыта. При отсутствии учебников и апробированных методик прямая, непосредственная передача знаний от учителя ученику (гуру-шишья парам-пара) осуществлялась индивидуально, сокровенно, интимно. Большое значение имела невербальная информация: мимика, жест, собственный пример и др. Позднее обучение стало происходить в доме учителя (гуру-кула), в ашрамах и монастырях. Большое значение придавалось психологической совместимости учителя и ученика. На первом этапе их взаимоотношения имеют характер обычного служения (саманья-сева) ученика учителю, а на стадии обретения высших знаний — характер высшего служения (уттама-сева). Учитель может взять на себя карму ученика, чтобы уничтожить ее, а ученик может вызвать образ учителя методом визуализации даже после его смерти, чтобы получить от него совет или помощь. Согласно гуру-йоге, регулирующей их взаимоотношения, ученик должен полностью довериться учителю, отказавшись от гордыни и самоуничижения.

Учеников называют чела, челака, шравак, шравака, шайкша, садхак, садхака, шишья, прашишья, атеваси и др. Ученик низшей ступени (атхама?) понимает учителя с трудом. Средний ученик (мадхьяма?) понимает все указания и выполняет их. На высшей ступени способный ученик (уттама?) продолжает дело учителя.

Найти «своего» учителя или ученика считается большой удачей. Термину «гуру» синонимичны ачарья, пандит, упадхьяя, бханант и др. Сложные концепции буддизма не постигаются на низком уровне развития и подготовки. Буддийские учителя учатся всю жизнь, разыскивая и изучая сутры, шастры, тантры. Достичь вершины буддийской практики редко кому удается в течение одной жизни. Буддист ощущает себя всегда в пути. Даже умирая, он предполагает, что в следующей жизни сделает еще один шаг по пути к спасению.

Гуру это человек, который показывает вам, что вы забрели на ложный путь, уводящий все дальше и дальше во тьму. Он знает верную дорогу и преисполнен любви ко всем, кто не хочет блуждать в ночи без светильника.

Гуру демонстрирует ученику тот невидимый ток, что приводит в действие самые различные приборы - лампу, микрофон, вентилятор, холодильник, магнитофон, плиту и т.д. Гуру заслуживает благодарности. Ведь он подобен страннику, который входит в жилище бедняка и объявляет, что у того под полом лежит сокровище. И овладеть им можно, стоит только несколько минут поработать лопатой!

Гуру укажет вам Имя и Образ, соответствующие вашему темпераменту и склонностям, обусловленным кармой (самскарами). Если же гуру начинает командовать вами и велит придерживаться какой-то садханы, утверждая: "Таково мое повеление (аджна)", то вы можете сказать ему, что вам важнее обрести собственную удовлетворенность, а не его. Совершать садхану следует в атмосфере радости и умиротворения.

Гуру предостерегает и пробуждает. Он открывает истину и направляет вас к ней. Пока ваше сердце не станет устремленным и открытым, а разум - ищущим, вы не совершите многого. Голодного можно накормить, но для того, кто не голоден, пища покажется наказанием. Гуру - садовник, который будет ухаживать за растением, но прежде чем он приступит к этому, деревце должно прорасти. Гуру не добавляет растению ничего нового, он только помогает ему развиваться согласно его собственному предназначению, возможно, быстрее и полноценнее, но не против его внутренней природы. Гуру избавляет от нищеты, указывая на сокровище, которое закопано в жилище самого человека, он советует, как его извлечь, рекомендует, как лучше всего им воспользоваться и т.д.

Деятельность (карма) и жертвенность (упасана) зависят от того, что предписывает дхарма на данной конкретной стадии вашей жизни, а также от того, какая гуна управляет вами. Даже эликсир бессмертия (амрита) может оказаться опасным для жизни, если его попытаться выпить через нос. Для каждого искателя существует определенный образ жизни, метод восхождения, путь прогресса, отличный от пути других. Истинный гуру знает, что вам подойдет лучше всего. Это не значит, что у гуру есть пристрастия или предубеждения, это значит только то, что он добр и осмотрителен, потому что не примеряет на всех людей один и тот же пиджак.

/Отрывки из книги САТЬЯ САИ БАБА "САДХАНА. Внутренний Путь Духовной Дисциплины"/

0

2

Свернутый текст

ГУРУ (с санскр. букв. — "важный человек") — в индуизме, буддизме, йоге — тот, чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик. Г. — Высокая Духовная Сущность, способная направлять людей на путь самореализации и освобождения круговорота рождений и смертей. Г. — руководитель, единый с Богом или с Самостью, Истинным Я. В индийской традиции слово "Г." нередко обозначает внутреннее "я" ученика, в котором сконцентрированы его лучшие чувства и помыслы. Как бы отделившись от ученика, это внутреннее "я" живет самостоятельной жизнью, обращается к нему, наставляет его, устремляет ввысь. Это, разумеется, не раздвоение сознания, а устремленное напряжение духа. Г., работая с учеником, обращается к его т. н. высшему "я". Однако и индивидуальная внутренняя работа ученика, если она вершится в чистоте и бескорыстии, развивая его лучшие чувства и мысли, по закону взаимного духовного тяготения может привести и обязательно приводит ко встрече с тем, кого именуют Г.

Понятие "Г." настолько широко, что оно включает в себя буквально всю жизнь человека, стремящегося к самосовершенствованию, требуя пристального внимания и бдительности ко всем явлениям жизни, даже самым незначительным. Зов, пробуждающий дух человека, может прийти отовсюду. Поэтому в Индии так популярна поговорка: "Никто тебе не друг, никто тебе не брат, но каждый человек тебе Гуру". Понятие "Г.", в принципе, носит безличный характер. Во всяком случае, в данной версии четко выражено устремление к безличному началу. Тем не менее многие Г. Востока и Индии предпочитают выступать под обобщенным именем Махатмы. Твердое, неизменное желание оградить себя от известности, а тем более от широкой популярности — характерная черта всех Г.

В книге "Община", изданной Рерихами в 1927 в Улан-Баторе и представляющей собой листы бесед с высоким общинником Востока (т. е. лицом, не желающим рекламировать свое имя), говорится: "Для одного мы Махатмы, для другого — ученые, для третьего — повстанцы, для четвертого — комитет революционеров". Какого бы уровня знаний не достигали Г. в своей непрестанной работе и поиске, они никогда не замыкают на себе устремленную и ищущую мысль человека. В цепи познания, уходящей ввысь, в бесконечность, они считают себя лишь соединительными звеньями.

Г. не устают повторять: "Не считайте нас существами высшими. В страдании и плаче разворачивалось наше сердце, в тревогах и муке расширялось наше сознание. Когда-то каждый из нас был самым простым, обычным человеком и шел по такому же простому трудовому дню, как идете вы сейчас. Если вы это поймете, если поверите, что все, чего мы достигли, было достигнуто нами только потому, что любовь учила нас самообладанию, — вы найдете тот же путь". Г. честно предупреждают: "Спеша, люди часто слишком многого ждут и от самих себя, и от тех, в ком они ищут себе идеальных руководителей. Не торопитесь".

Согласно идеалам сообщества Г., предельно высока ценность каждого слова. Она так велика, что иногда одно произнесенное не вовремя слово может погубить целый круг людей. Надо очень думать о каждом слове, которое мы говорим, учат Г. Нет таких слов, которые может безнаказанно выбрасывать в мир человек. Слово всегда передает действие силы в человеке. Тайн в мире духовных сил нет, повторяют Г. Есть та или иная ступень доступности знания, т. е. та или иная ступень освобождения. Г. с полным основанием полагают, что внешние церемонии и обряды, каким бы ореолом таинственности и торжественности они ни были окружены, при отсутствии должной внутренней устремленности не имеют никакого значения для духовного развития человека. Это — предрассудок, точно такой же, как и попытка при помощи одних лишь волевых усилий йогических упражнений раскрыть в себе высшее "я", приблизиться к Г. "Путь к Учителю идет только через любовь к людям". Это сформулировано самими Г. как закон.

К тому, кто встал на путь ученичества, а не разговоров о нем, обращен призыв Г.: "Рассматривай себя как канал, как соединительное звено между нами, которых ты ставишь так высоко, и людьми, которым сострадаешь. Передавай, разбрасывай полной горстью всем встречным все то, что поймешь от нас и через нас. Все высокое, чего коснешься, неси людям, и выполнишь свою задачу жизни. Но то будет не тяжкий и скучный долг добродетели, а радость и мир твоей собственной звенящей любви. Несите не бремя жизни, не иго ученичества, но радость труда, разделенного с нами... Решившись следовать чьим-то указаниям, избрав себе в другом человеке путь, надо быть в гармонии с тем, кого хочешь назвать своим Гуру. Чтобы воспринять указания Гуру и нести их как творящую силу в свой день, надо быть в радости. Только одна радость открывает возможность слиться двум сознаниям, стоящим на разных ступенях развития. И чем радостнее и чище низшее сознание ученика, тем легче, проще и дальше оно может влиться в сознание Гуру и тем больше может унести он, радостный, из открывшегося ему высшего сознания".

Г. утверждают, что т. н. чудеса представляют собой насилие над несозревшим духом человека, над его волей и по большей части не помогают ему, а вредят. Считаясь с постепенностью духовного роста человека, Г. предпочитают вести работу в форме бесед, где главным образом не слова, а как бы сама атмосфера беседы умиротворяюще и гармонично воздействует на людей. Если отвлечься от конкретного Г. и конкретного ученика (ибо у каждого Г. есть свой Г., у того — свой и так до бесконечности) и сосредоточиться на обобщенном образе Г. как такового, то можно попытаться выделить следующие модели отношений Г. и ученика: 1) ученики действуют рядом с Г. Следуя указаниям Г., которого видят и слышат непосредственно, они, по понятиям индусов, отрабатывают карму послушания; 2) ученики действуют вдали от Г., не видя и не слыша его непосредственно. По понятиям индусов, они отрабатывают карму инициативы. Предполагается, что вторая карма предпочтительнее, ибо считается, что ученик в наибольшей мере помогает Г. не тогда, когда живет и действует возле него, а когда он созрел к полному самообладанию и может быть один послан в гущу людей, в толщу их страстей и скорби. Г. постоянно подчеркивают ученикам: "Пока ты будешь повторять себе — умом, — что я рядом с тобой, всегда твое самообладание будет пороховой бочкой. Как только ты почувствуешь, что сердце твое живет в моем и мое — в твоем, что рука твоя — в моей руке, ты уже и думать не будешь о самообладании как о самоцели. Ты будешь его вырабатывать, чтобы всегда быть готовым выполнить возложенную на тебя задачу. И времени думать о себе у тебя не будет... Если ты живешь в полном самообладании, ты всегда держишься за мою руку. И все твои дела — от самых простых до самых сложных — я разделяю с тобой. Если же раздражение вклеивается в твои дела, значит, ты выпустил мою руку, нарушил в себе гармонию и сам не можешь удержать моей руки в своей, хотя я ее и не отнимал. Помни об этом, мой друг, и старайся даже в тяжкие дни хранить в сердце не только равновесие, но и радость".

Г. считают, что никого нельзя поднять к более высокой ступени. Можно только предоставить каждому все возможности подниматься выше, служа ему живым примером. Но если человек не найдет в самом себе любви, он не поймет и встречи с высшим существом и будет жаловаться, что ему не подали достаточно любви и внимания, хотя сам стоит возле них и не видит протянутых ему рук.

В современном мире роль Г. нередко исполняют книги, и многие люди достигают больших успехов в практике различных направлений йоги, если следуют книгам с внимательным внутренним различением и умеренностью.

0

3

ГУРУ ГРАНТХ САХИБ-ДЖИ
(1708 г. - настоящее и будущее)

http://nervana.name/india/sikhs/img/granth.jpg

Свернутый текст

"Гуру Грантх Сахиб" или "Грантх" это священная и основополагающая религиозная книга, первоначально составленная Пятым Гуру и названная "Ади Грантх", Позже она дополнялась и правилась последующими Гуру вплоть до 1708 года, когда "Гуру Грантх Сахиб" был назначен Десятым Гуру Гобинд Сингхом в качестве Одиннадцатого Гуру и на все дальнейшие времена. "Грантх" - окончательный учитель сикхов. "Сикх" значит: его преданный ученик.

Согласно сикхским поэтам Бхаи Нанд Лалу и Дхади Натх Малу, которые присутствовали на столь знаменательной церемонии создания Халсы, Гуру имеет три формы. Первая "nirgun" или невидимое, вторая - его Слово, и третья - "sagun" или видимое. После наступления физической смерть душа Гуру должна была стать невидимой. Второй формой его проявления является "Ади Грантх". Третьей же, видимой, стала Халса. В сопровождении всей общины Гуру Гобинд взошел на место, где "Ади Грантх" была торжественно установлена. Он открыл святую книгу, символически возложил перед ней пять пайсов и кокосовый орех, поклонившись перед этим, затем, снова кланяясь, обошел кругом священное писание пять раз, закрепляя его на века, и объявил его Верховным Гуру, наставляя сикхов в дальнейшем почитать написанное, во всем следовать ему и приходить сюда всегда, как к главной святыне. При этом священное писание было названо "Потхи Сахиб". Гуру Гобинд Сингх называл его также "Грантх", сложив новое название из двух слов - "Гуру" и "муравей", в совокупности воспринимаемых как "вечный Гуру". Он утвердил: "В будущем, кто захочет найти просветление, наставление и утешение, сможет сделать это, прочитав святой "Грантх". Это - ваш Гуру навсегда". Главную же заботу о Халсе он возложил на "AkalPurukh" - на Бога.

Он говорил: "Грантх" или "Гуру Грантх" должен быть отождествлен со мной. Сикх, который хочет видеть меня, должен бегло познакомиться с "Грантх". Тот, кто хочет говорить со мной, должен читать "Грантх" и обсуждать прочитанное. Тот же, кто хочет слушать меня, должен не только читать "Грантх" вслух, но и внимательно изучать священные тексты. Жаждущие встретить Бога, могут достичь его, проникая в суть гимнов".

Таким образом родился Одиннадцатый и окончательный Гуру сикхов "Гуру Грантх Сахиб". Священное писание имеет 1430 страниц текста в поэтической форме, где можно найти полную преданность Богу, наряду с изящной словесностью, методы служения Ему и медитационные практики.

Здесь представлены гимны более чем двадцати святых из индусов и мусульман вне зависимости от их кастового происхождения и вероучения. Это - единственная священная книга в мире, которая была записана не последователями святых, как Библия или Коран, а самими Гуру - основателями религии.

Здесь надо иметь в виду также то, что, кроме "Гуру Грантх", был создан и "Дасам Грантх", в основном написанный Гуру Гобиндом и собранный воедино поэтом Бхаи Мани Сингхом, который включил в книгу и другую работу Гуру Гобинда.
Ниже приводим сравнение обоих "Грантхов".

СХОДСТВО:

    1. Обе книги имеют почти одинаковое количество отпечатанных страниц того же самого размера: "Гуру Грантх" - 1430 и "Дасам Грантх" - 1428 страниц.
    2. Вера в одного Высшего, личностного и милосердного Бога.
    3. Бог - бесформен, вневременен и наполняет все сущее.
    4. С помощью медитаций и повторения Имени можно достичь спасения.
    5. Основополагающим является закон кармы и переселения души.
    6. Вера в "Sacha Khand".
    7. Необходимо быть преданным Гуру, который является одним из лучших людей, но не Богом.
    8. Устанавливается внекастовое общество и равенство между мужчиной и женщиной.
    9. Поэтическая и языковая форма изложения - Гурмукхи.

РАЗЛИЧИЕ:

    "Гуру Грантх" нацеливает на получение душевного покоя и полного отречения. Из "Дасам Грантх" же следует вера в святость войны против тирании и фанатизма.

    Бог "Гуру Грантх" является Богом истины. Бог "Дасам Грантх" - Бог законности, готовый нанести удар по тирану, автократу и деспоту.

    "Гуру Грантх" полна преданности, медитации, грации Гуру и Бога. "Дасам Грантх" включает отражение борьбы.

    Согласно Лоехлину, "Гуру Грантх" может быть сравнена с храмом, а "Дасам Грантх" - с крепостью.

0


Вы здесь » Freelance (арты на заказ) » Special » Гуру